Сухой Су-24

            Сухой Су-24

 Почти сразу же после принятия Су-24 на вооружение начались работы по модернизации машины, что было обусловлено как созданием новых средств ПВО в США и странах НАТО, так и появлением в СССР нового бортового оборудования и вооружения, "просящихся" на Су-24. В апреле 1975 г. было принято решение о разработке фронтового бомбардировщика Су-24М. Опытный образец этой машины, самолет Т6-8М, переоборудованный из опытного Т6-8, совершил первый полет 24 июня 1977 г., а серийное производство новой модификации развернулось в Новосибирске уже в 1978 г. Основное отличие Су-24М от Су-24 заключалось в замене "Пумы" на более совершенный и надежный ПрНК "Тигр", значительно повысивший точность бомбометания и стрельбы с самолета, а также обеспечивший применение новых высокоточных боеприпасов (в частности - корректируемых авиабомб). В составе "Тигра" сохранены поисковая РЛС "Орион-А" и РЛС следования рельефу местности "Рельеф". Кроме того, самолет получил инерциальную навигационную систему, вместо "Чайки" установили лазерно-телевизионную прицельную систему (ЛТПС) "Кайра-24" с лазерным дальномером-целеуказателем и телевизионным обзорным блоком (эта система позволяет применять корректируемые боеприпасы не только в режиме пикирования, но и с горизонтального полета). На подфюзеляжном пилоне предусмотрена возможность подвески контейнерной системы разведки и целеуказания для противорадиолокационных ракет "Фантасмагория", заменившей "Филин".
Пилотажно-навигационное оборудование Су-24М обеспечивает выход в район цели в режиме автономной навигации по запрограммированному маршруту, а после выполнения задания - автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку в сложных метеоусловиях до высоты 40-50 метров. Имеется бортовой комплекс обороны (БКО) "Карпаты", обеспечивающий защиту самолета от средств ПВО и включающий стацию предупреждения о радиолокационном облучении, теплопеленгатор, оповещающий экипаж о приближении к самолету неприятельских ракет, станцию активных помех и устройство выброса ложных целей.
Вместо "капризной" Х-28 самолет может нести менее сложную пороховую противорадиолокационную ракету Х-58. Кроме того, в последнее время его вооружение дополнено скоростной противорадиолокационной УР Х-31П, способной бороться с ЗРК типа "Пэтриот" и не имеющей в настоящее время мировых аналогов.
Для поражения сильнозащищенных наземных целей на дальности до 40 км Су-24М может нести две УР Х-59, управляемые оператором с борта самолета по телевизионному каналу. В последнее время создана усовершенствованная модификация этой ракеты - Х-59М, оснащенная двухконтурным турбореактивным двигателем и имеющая дальность более 100 км (ее аналогами в США являются УР AGM-142 "Хэв Нэп", которой оснащаются бомбардировщики B-52, а также SLAM, с 1991 г. поступающая на вооружение ударных самолетов палубной авиации A-6 "Интрудер" и F/A-18D "Hornet"). Кроме того, ракетный арсенал Су-24М включает УР малой дальности с радиокомандным, лазерным, или ТВ наведением Х-25 и Х-29 различных модификаций (американскими аналогами этих ракет является семейство ракет AGM-65 "Maveric"). На внешних подкрыльевых пилонах подвешиваются четыре УР класса воздух-воздух Р-60М, служащие для самообороны.
Самолет может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ или КАБ-500Л с лазерным наведением, до двух КАБ-1500 с лазерным или ТВ наведением, а также широкий спектр свободнопадающих бомб, контейнеров и НАР.
Су-24М - первый советский тактический самолет, оснащенный системой дозаправки топливом в полете (убирающийся топливо-приемник размещен перед фонарем кабины летчиков). В качестве заправщиков применяются самолеты Су-24М с подвешенными агрегатами УПАЗ-А или специализированные танкеры Ил-78.
В 1985 году велись работы и над более радикальной модернизацией бомбардировщика - самолетом Су-24ММ c увеличенной на 2000 кг взлетной массой и повышенной дальностью полета за счет применения более экономичных двигателей АЛ-31. Характерной чертой этой модификации был дополнительный, третий воздухозаборник, размещенный над фюзеляжем (его появление было обусловлено большим расходом воздуха новыми двигателями и нежеланием ОКБ проводить дорогостоящие работы по изменению конструкции основных воздухозаборников). Впрочем, работы по Су-24ММ не вышли из стадии проектных исследований, в силу чего аббревиатура "ММ" расшифровывалась шутниками как "Мертворожденный Монстр".
Другие варианты Су-24М включают раазведчик Су-24МР (поступил на вооружение в 1982 г.) и постановщик помех Су-24МП - аналог американского EF-111A "Raven".
На базе Су-24М создан экспортный вариант Су-24МК, имеющий несколько упрощенное БРЭО и менее совершенное вооружение. Самолеты этого типа поступили на вооружение ВВС Алжира, Ирака, Ливии, Сирии и Ирана.
Бомбардировщики Су-24М с большим успехом применялись во время войны в Афганистане. Первая же операция с участием этих самолетов стала одной из самых крупных и "громких" в афганской войне. Она проходила в апреле-мае 1984 г., когда 40-я советская армия совместно с афганскими войсками нанесла серию мощных ударов по формированиям Ахмад Шаха Масуда в долине реки Панджшир к северу от Кабула. Су-24М действовали начиная с 21 апреля 1984 г. вместе с дальними бомбардировщиками Ту-16. Из-за гористой местности и отсутствия у "моджахедов" средств ПВО, способных поражать цели на средних высотах (тогда как маловысотных ПЗРК "Стрела-2", "Редай", а также крупнокалиберных пулеметов ДШК у них было достаточно), Су-24М не использовали режим огибания рельефа местности, а наносили бомбовые удары с высоты около 5500 м, оставаясь недосягаемыми для огня противника. Базировались самолеты на советской территории - в Термезе (Узбекистан) и на других приграничных аэродромах. По советским данным, в ходе Панджширской операции из 3000 мятежников было уничтожено не менее 1700, а остальные покинули этот район.
После резкого уменьшения численного состава российских ВВС в начале 1990-х годов, когда с вооружения были сняты тысячи истребителей и истребителей-бомбардировщиков МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27 и Су-17, Су-24М стал самым многочисленным типом боевого самолета в ВВС. В начале 1994 года фронтовая авиация России располагала 480 бомбардировщиками Су-24М и 90 разведчиками Су-24МР. Кроме того, более 100 Су-24 имелось в составе российских ВМФ. Так как Россия, в силу сложного экономического положения, в настоящее время не в состоянии быть одинаково сильной на всех стратегических направлениях, особое значение приобретает способность быстрой переброски сил и средств с одного театра боевых действий на другой. Важнейшую роль здесь должны играть самолеты Су-24М - единственные из машин фронтовой авиации России, оснащенные системой дозаправки в воздухе. Возможность быстрой переброски авиации с одного стратегического направления на другое была продемонстрирована в ходе учений "Восход-93" в мае 1993 года, когда из европейской части России на Дальний Восток перебазировались десять самолетов Су-24М и Су-24МР, каждый из которых выполнил три дозаправки в воздухе от летающего танкера Ил-78 и совершил одну промежуточную посадку в Забайкалье для смены экипажей. Машины покрыли расстояние в 8000 км, проведя в небе в общей сложности 12 часов, после чего, выйдя на полигон, успешно поразили "условного противника".
Зимой 1994-95 гг. Су-24М российских ВВС вновь пришлось действовать по реальному противнику - войскам чеченского лидера Д.Дудаева. Основным "инструментом" бомбардировщиков стали корректируемые бомбы КАБ-1500 с лазерным и телевизионным наведением. Используя КАБ-1500 с проникающей БЧ, способной пронизывать до 7 метров высокопрочного бетона, самолеты Су-24М с высокой эффективностью поражали бункера, в которых размещалось чеченское руководство, а также особо прочные опорные пункты, недоступные для артиллерии и авиационных боеприпасов меньших калибров (в частности, корректируемыми бомбами было разрушено бомбоубежище под дворцом Дудаева в Грозном, а также бункера на бывшей советской ракетной базе на юго-западе Чечни). Кроме того, в начале конфликта, когда действия штурмовиков и боевых вертолетов были практически невозможны из-за туманов и снегопадов, всепогодные Су-24М наносили прицельные удары по колоннам войск противника и его боевым позициям в пригородах Грозного.
В 1999 году после перерыва Су-24М и Су-24МР стали вновь применяться в боевых действиях в Чечне, которые продолжаются до сих пор. В ходе боевых действий было потеряно несколько самолетов Су-24.
Су-24М выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокомеханизированным крылом изменяемой стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками. Конструкция планера цельнометаллическая, с использованием алюминиевых сплавов (АК4-1, АЛ-19, Д-16, В-95), стали (конструкционная 30ХГСА и 30ХГСНА, нержавеющая ВНС-5), титановых (ВТ-5А) и магниевых (МЛ5-Т4) сплавов. Для повышения технологичности широко используются вафельные монолитные панели из алюминиевых плит, благодаря чему число заклепок сократилось на 28%, трудоемкость изготовления панелей по сравнению с клепаносборными снизилась на 15%, уменьшение числа крепежных отверстий и стыковых швов повысило надежность и герметичность конструкции.
Крыло состоит из неподвижной части, закрепленной на фюзеляже, и поворотных частей, крепящихся к силовой балке центроплана с помощью шарнирных узлов. Передняя кромка неподвижной части имеет стреловидность 70°. Подвижные части крыла устанавливааются в четыре фиксируемых положения со стреловидностью 16° на взлете и посадке, 35° на крейсерских дозвуковых режимах, 45° при боевом маневрировании, 69° при полете на больших дозвуковых и сверхзвуковых скоростях. При увеличении стреловидности удлинение крыла уменьшается от 5,64 до 2,11. Угол установки крыла нулевой, угол поперечного V -4.5 град., отрицательная аэродинамическая крутка 4°. Профиль неподвижного центроплана СР14С-5.376, подвижных консолей СР14С-9.226
Механизация каждой поворотной консоли включает трехсекционные двухщелевые закрылки с фиксироваными дефлекторами (площадь 10,21 кв.м., угол отклонения 34°) и четырехсекционные предкрылки (3.04 кв.м., 27°), отклоняемые с помощью винтовых приводов. На верхних поверхностях консолей установлены по две секции интерцепторов (3,06 кв.м., 43°), предназначенных для поперечного управления самолетом.
Фюзеляж типа полумонокок, прямоугольного сечения со скругленными нижними углами, его форма выбрана из условия технологичности и получения максимальной подъемной силы.
В верхней части фюзеляжа располагается гаргрот, в котором проходят трассы управления. Кабина герметическая, вентиляционного типа, с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием. Летчик и штурман-оператор расположены рядом на катапультных креслах К-36ДМ (К-36Д на самолетах первых серий), обеспечивающих принудительное и независимое аварийное покидание самолета в полете и на стоянке (Су-24 первый самолет, на котором применены эти унифицированные кресла). Система разведения кресел исключает их столкновение в воздухе при одновременном катапультировании летчика и штурмана. Фонарь имеет неподвижное лобовое стекло и две створки, откидывающиеся назад-в-стороны независимо друг от друга. Снизу фюзеляжа расположены два тормозных щитка (площадь 2*1,68 кв.м., угол отклонения 62 град.), являющихся одновременно передними створками ниш основных стоек шасси. Кабина экипажа оснащена двойным управлением.
Горизонтальное оперение цельноповоротное дифференциальное, используется для продольного и поперечного управления самолетом. Имеет площадь 13,71 кв.м., угол стреловидности по линии четвертей хорд 55 град., удлинение 2,3. Половины стабилизатора отклоняются в диапазоне от +11 до -25 град. Общая площадь вертикального оперения 9,23 кв.м., угол стреловидности по линии четвертей хорд 55 град. Руль направления отклоняется в диапазоне +-24°. Для повышения путевой устойчивости дополнительно к вертикальному оперению установлены хвостовые подфюзеляжные гребни площадью по 1,1 кв.м. каждый. В основании киля находится контейнер ПТК-6 с двумя тормозными парашютами площадью 2*25 кв.м. Парашютно-тормозная установка - штатное средство торможения и используется при каждой посадке.
Шасси трехопорное с двухколесными носовой и основными стойками, дает возможность Су-24 "работать" с бетонированных и грунтовых ВПП. Передняя стойка управляемая, с грязезащитным щитком, убирается в нишу фюзеляжа назад под кабину. Главные колеса убираются в ниши фюзеляжа в направлении вперед-внутрь (к оси симметрии самолета). Размеры передних нетормозных колес 660*200 мм., главных тормозных - 950*300 мм. Колея шасси 3,31 м., база 8,51 м.
Топливо располагается в трех фюзеляжных баках общей емкостью 11860 л. Заправка происходит под давлением через бортовой штуцер или самотеком через заливные горловины. Дополнительно могут быть установлены два подвесных бака ПТБ-3000, емкостью по 3000 л под центропланом и один ПТБ-2000 емкостью 2000 л под фюзеляжем. Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе с выдвижной штангой-топливоприемником в носовой части фюзеляжа. Он может и сам выполнять роль заправщика при оснащении подвешиваемым под фюзеляжем агрегатом УПАЗ-А, позволяющем передавать в полете (в том числе и ночью) заправляемому самолету до 9000 кг топлива.
Система управления полетом бустерная, необратимой схемы, с жесткой проводкой к дифференциальному стабилизатору и рулю направления. Интерцепторы - с электродистанционной системой управления. В случае отказа автоматики в режиме маловысотного полета обеспечивается приведение самолета к нулевому крену и уход от земли.
Гидравлическая система состоит из трех независимых гидросистем с рабочим давлением 20,6 МПа (210 кгс/см.кв) и используется для привода аэродинамических органов управления и механизации крыла (с помощью двухкамерных усилителей), механизма изменения стреловидности крыла, уборки и выпуска шасси, открытия фонаря кабины, и т.д. Каждая гидросистема имеет по два насоса, которые установлены по одному на правом и левом двигателях. Пневматическая система с зарядным давлением 19.6 МПа (200 кгс/см.кв) применяется для торможения колес, аварийного выпуска шасси и наддува гидробака. Система электроснабжения включает два генератора переменного тока и два генератора постоянного тока, а также две аккумуляторные батареи.
          Сухой Су-24

 

 

                       Назад                        Словарь                                                  

 


Hosted by uCoz