| |
Сухой Су-24
Почти сразу
же после принятия Су-24 на вооружение
начались работы по модернизации машины, что
было обусловлено как созданием новых
средств ПВО в США и странах НАТО, так и
появлением в СССР нового бортового
оборудования и вооружения, "просящихся"
на Су-24. В апреле 1975 г. было принято решение о
разработке фронтового бомбардировщика Су-24М.
Опытный образец этой машины, самолет Т6-8М,
переоборудованный из опытного Т6-8, совершил
первый полет 24 июня 1977 г., а серийное
производство новой модификации
развернулось в Новосибирске уже в 1978 г.
Основное отличие Су-24М от Су-24 заключалось в
замене "Пумы" на более совершенный и
надежный ПрНК "Тигр", значительно
повысивший точность бомбометания и
стрельбы с самолета, а также обеспечивший
применение новых высокоточных боеприпасов
(в частности - корректируемых авиабомб). В
составе "Тигра" сохранены поисковая
РЛС "Орион-А" и РЛС следования рельефу
местности "Рельеф". Кроме того, самолет
получил инерциальную навигационную
систему, вместо "Чайки" установили
лазерно-телевизионную прицельную систему (ЛТПС)
"Кайра-24" с лазерным дальномером-целеуказателем
и телевизионным обзорным блоком (эта
система позволяет применять
корректируемые боеприпасы не только в
режиме пикирования, но и с горизонтального
полета). На подфюзеляжном пилоне
предусмотрена возможность подвески
контейнерной системы разведки и
целеуказания для противорадиолокационных
ракет "Фантасмагория", заменившей "Филин".
Пилотажно-навигационное оборудование Су-24М
обеспечивает выход в район цели в режиме
автономной навигации по
запрограммированному маршруту, а после
выполнения задания - автоматическое
возвращение на свой аэродром и заход на
посадку в сложных метеоусловиях до высоты
40-50 метров. Имеется бортовой комплекс
обороны (БКО) "Карпаты", обеспечивающий
защиту самолета от средств ПВО и включающий
стацию предупреждения о радиолокационном
облучении, теплопеленгатор, оповещающий
экипаж о приближении к самолету
неприятельских ракет, станцию активных
помех и устройство выброса ложных целей.
Вместо "капризной" Х-28 самолет может
нести менее сложную пороховую
противорадиолокационную ракету Х-58. Кроме
того, в последнее время его вооружение
дополнено скоростной
противорадиолокационной УР Х-31П, способной
бороться с ЗРК типа "Пэтриот" и не
имеющей в настоящее время мировых аналогов.
Для поражения сильнозащищенных наземных
целей на дальности до 40 км Су-24М может нести
две УР Х-59, управляемые оператором с борта
самолета по телевизионному каналу. В
последнее время создана
усовершенствованная модификация этой
ракеты - Х-59М, оснащенная двухконтурным
турбореактивным двигателем и имеющая
дальность более 100 км (ее аналогами в США
являются УР AGM-142 "Хэв Нэп", которой
оснащаются бомбардировщики B-52, а также SLAM, с
1991 г. поступающая на вооружение ударных
самолетов палубной авиации A-6 "Интрудер"
и F/A-18D "Hornet"). Кроме того, ракетный
арсенал Су-24М включает УР малой дальности с
радиокомандным, лазерным, или ТВ наведением
Х-25 и Х-29 различных модификаций (американскими
аналогами этих ракет является семейство
ракет AGM-65 "Maveric"). На внешних
подкрыльевых пилонах подвешиваются четыре
УР класса воздух-воздух Р-60М, служащие для
самообороны.
Самолет может нести корректируемые бомбы:
до четырех КАБ-500Кр с ТВ или КАБ-500Л с
лазерным наведением, до двух КАБ-1500 с
лазерным или ТВ наведением, а также широкий
спектр свободнопадающих бомб, контейнеров
и НАР.
Су-24М - первый советский тактический
самолет, оснащенный системой дозаправки
топливом в полете (убирающийся топливо-приемник
размещен перед фонарем кабины летчиков). В
качестве заправщиков применяются самолеты
Су-24М с подвешенными агрегатами УПАЗ-А или
специализированные танкеры Ил-78.
В 1985 году велись работы и над более
радикальной модернизацией бомбардировщика
- самолетом Су-24ММ c увеличенной на 2000 кг
взлетной массой и повышенной дальностью
полета за счет применения более
экономичных двигателей АЛ-31. Характерной
чертой этой модификации был дополнительный,
третий воздухозаборник, размещенный над
фюзеляжем (его появление было обусловлено
большим расходом воздуха новыми
двигателями и нежеланием ОКБ проводить
дорогостоящие работы по изменению
конструкции основных воздухозаборников).
Впрочем, работы по Су-24ММ не вышли из стадии
проектных исследований, в силу чего
аббревиатура "ММ" расшифровывалась
шутниками как "Мертворожденный Монстр".
Другие варианты Су-24М включают раазведчик
Су-24МР (поступил на вооружение в 1982 г.) и
постановщик помех Су-24МП - аналог
американского EF-111A "Raven".
На базе Су-24М создан экспортный вариант Су-24МК,
имеющий несколько упрощенное БРЭО и менее
совершенное вооружение. Самолеты этого
типа поступили на вооружение ВВС Алжира,
Ирака, Ливии, Сирии и Ирана.
Бомбардировщики Су-24М с большим успехом
применялись во время войны в Афганистане.
Первая же операция с участием этих
самолетов стала одной из самых крупных и
"громких" в афганской войне. Она
проходила в апреле-мае 1984 г., когда 40-я
советская армия совместно с афганскими
войсками нанесла серию мощных ударов по
формированиям Ахмад Шаха Масуда в долине
реки Панджшир к северу от Кабула. Су-24М
действовали начиная с 21 апреля 1984 г. вместе
с дальними бомбардировщиками Ту-16. Из-за
гористой местности и отсутствия у "моджахедов"
средств ПВО, способных поражать цели на
средних высотах (тогда как маловысотных
ПЗРК "Стрела-2", "Редай", а также
крупнокалиберных пулеметов ДШК у них было
достаточно), Су-24М не использовали режим
огибания рельефа местности, а наносили
бомбовые удары с высоты около 5500 м,
оставаясь недосягаемыми для огня
противника. Базировались самолеты на
советской территории - в Термезе (Узбекистан)
и на других приграничных аэродромах. По
советским данным, в ходе Панджширской
операции из 3000 мятежников было уничтожено
не менее 1700, а остальные покинули этот район.
После резкого уменьшения численного
состава российских ВВС в начале 1990-х годов,
когда с вооружения были сняты тысячи
истребителей и истребителей-бомбардировщиков
МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27 и Су-17, Су-24М стал самым
многочисленным типом боевого самолета в
ВВС. В начале 1994 года фронтовая авиация
России располагала 480 бомбардировщиками Су-24М
и 90 разведчиками Су-24МР. Кроме того, более 100
Су-24 имелось в составе российских ВМФ. Так
как Россия, в силу сложного экономического
положения, в настоящее время не в состоянии
быть одинаково сильной на всех
стратегических направлениях, особое
значение приобретает способность быстрой
переброски сил и средств с одного театра
боевых действий на другой. Важнейшую роль
здесь должны играть самолеты Су-24М -
единственные из машин фронтовой авиации
России, оснащенные системой дозаправки в
воздухе. Возможность быстрой переброски
авиации с одного стратегического
направления на другое была
продемонстрирована в ходе учений "Восход-93"
в мае 1993 года, когда из европейской части
России на Дальний Восток перебазировались
десять самолетов Су-24М и Су-24МР, каждый из
которых выполнил три дозаправки в воздухе
от летающего танкера Ил-78 и совершил одну
промежуточную посадку в Забайкалье для
смены экипажей. Машины покрыли расстояние в
8000 км, проведя в небе в общей сложности 12
часов, после чего, выйдя на полигон, успешно
поразили "условного противника".
Зимой 1994-95 гг. Су-24М российских ВВС вновь
пришлось действовать по реальному
противнику - войскам чеченского лидера Д.Дудаева.
Основным "инструментом"
бомбардировщиков стали корректируемые
бомбы КАБ-1500 с лазерным и телевизионным
наведением. Используя КАБ-1500 с проникающей
БЧ, способной пронизывать до 7 метров
высокопрочного бетона, самолеты Су-24М с
высокой эффективностью поражали бункера, в
которых размещалось чеченское руководство,
а также особо прочные опорные пункты,
недоступные для артиллерии и авиационных
боеприпасов меньших калибров (в частности,
корректируемыми бомбами было разрушено
бомбоубежище под дворцом Дудаева в Грозном,
а также бункера на бывшей советской
ракетной базе на юго-западе Чечни). Кроме
того, в начале конфликта, когда действия
штурмовиков и боевых вертолетов были
практически невозможны из-за туманов и
снегопадов, всепогодные Су-24М наносили
прицельные удары по колоннам войск
противника и его боевым позициям в
пригородах Грозного.
В 1999 году после перерыва Су-24М и Су-24МР стали
вновь применяться в боевых действиях в
Чечне, которые продолжаются до сих пор. В
ходе боевых действий было потеряно
несколько самолетов Су-24.
Су-24М выполнен по нормальной
аэродинамической схеме с
высокомеханизированным крылом изменяемой
стреловидности и двумя двигателями с
боковыми нерегулируемыми
воздухозаборниками. Конструкция планера
цельнометаллическая, с использованием
алюминиевых сплавов (АК4-1, АЛ-19, Д-16, В-95),
стали (конструкционная 30ХГСА и 30ХГСНА,
нержавеющая ВНС-5), титановых (ВТ-5А) и
магниевых (МЛ5-Т4) сплавов. Для повышения
технологичности широко используются
вафельные монолитные панели из алюминиевых
плит, благодаря чему число заклепок
сократилось на 28%, трудоемкость
изготовления панелей по сравнению с
клепаносборными снизилась на 15%, уменьшение
числа крепежных отверстий и стыковых швов
повысило надежность и герметичность
конструкции.
Крыло состоит из неподвижной части,
закрепленной на фюзеляже, и поворотных
частей, крепящихся к силовой балке
центроплана с помощью шарнирных узлов.
Передняя кромка неподвижной части имеет
стреловидность 70°. Подвижные части крыла
устанавливааются в четыре фиксируемых
положения со стреловидностью 16° на взлете и
посадке, 35° на крейсерских дозвуковых
режимах, 45° при боевом маневрировании, 69°
при полете на больших дозвуковых и
сверхзвуковых скоростях. При увеличении
стреловидности удлинение крыла
уменьшается от 5,64 до 2,11. Угол установки
крыла нулевой, угол поперечного V -4.5 град.,
отрицательная аэродинамическая крутка 4°.
Профиль неподвижного центроплана СР14С-5.376,
подвижных консолей СР14С-9.226
Механизация каждой поворотной консоли
включает трехсекционные двухщелевые
закрылки с фиксироваными дефлекторами (площадь
10,21 кв.м., угол отклонения 34°) и
четырехсекционные предкрылки (3.04 кв.м., 27°),
отклоняемые с помощью винтовых приводов. На
верхних поверхностях консолей установлены
по две секции интерцепторов (3,06 кв.м., 43°),
предназначенных для поперечного
управления самолетом.
Фюзеляж типа полумонокок, прямоугольного
сечения со скругленными нижними углами, его
форма выбрана из условия технологичности и
получения максимальной подъемной силы.
В верхней части фюзеляжа располагается
гаргрот, в котором проходят трассы
управления. Кабина герметическая,
вентиляционного типа, с системой
кондиционирования воздуха и кислородным
оборудованием. Летчик и штурман-оператор
расположены рядом на катапультных креслах
К-36ДМ (К-36Д на самолетах первых серий),
обеспечивающих принудительное и
независимое аварийное покидание самолета в
полете и на стоянке (Су-24 первый самолет, на
котором применены эти унифицированные
кресла). Система разведения кресел
исключает их столкновение в воздухе при
одновременном катапультировании летчика и
штурмана. Фонарь имеет неподвижное лобовое
стекло и две створки, откидывающиеся назад-в-стороны
независимо друг от друга. Снизу фюзеляжа
расположены два тормозных щитка (площадь 2*1,68
кв.м., угол отклонения 62 град.), являющихся
одновременно передними створками ниш
основных стоек шасси. Кабина экипажа
оснащена двойным управлением.
Горизонтальное оперение цельноповоротное
дифференциальное, используется для
продольного и поперечного управления
самолетом. Имеет площадь 13,71 кв.м., угол
стреловидности по линии четвертей хорд 55
град., удлинение 2,3. Половины стабилизатора
отклоняются в диапазоне от +11 до -25 град.
Общая площадь вертикального оперения 9,23 кв.м.,
угол стреловидности по линии четвертей
хорд 55 град. Руль направления отклоняется в
диапазоне +-24°. Для повышения путевой
устойчивости дополнительно к
вертикальному оперению установлены
хвостовые подфюзеляжные гребни площадью по
1,1 кв.м. каждый. В основании киля находится
контейнер ПТК-6 с двумя тормозными
парашютами площадью 2*25 кв.м. Парашютно-тормозная
установка - штатное средство торможения и
используется при каждой посадке.
Шасси трехопорное с двухколесными носовой
и основными стойками, дает возможность Су-24
"работать" с бетонированных и
грунтовых ВПП. Передняя стойка управляемая,
с грязезащитным щитком, убирается в нишу
фюзеляжа назад под кабину. Главные колеса
убираются в ниши фюзеляжа в направлении
вперед-внутрь (к оси симметрии самолета).
Размеры передних нетормозных колес 660*200 мм.,
главных тормозных - 950*300 мм. Колея шасси 3,31 м.,
база 8,51 м.
Топливо располагается в трех фюзеляжных
баках общей емкостью 11860 л. Заправка
происходит под давлением через бортовой
штуцер или самотеком через заливные
горловины. Дополнительно могут быть
установлены два подвесных бака ПТБ-3000,
емкостью по 3000 л под центропланом и один ПТБ-2000
емкостью 2000 л под фюзеляжем. Су-24 оборудован
системой дозаправки в воздухе с выдвижной
штангой-топливоприемником в носовой части
фюзеляжа. Он может и сам выполнять роль
заправщика при оснащении подвешиваемым под
фюзеляжем агрегатом УПАЗ-А, позволяющем
передавать в полете (в том числе и ночью)
заправляемому самолету до 9000 кг топлива.
Система управления полетом бустерная,
необратимой схемы, с жесткой проводкой к
дифференциальному стабилизатору и рулю
направления. Интерцепторы - с
электродистанционной системой управления.
В случае отказа автоматики в режиме
маловысотного полета обеспечивается
приведение самолета к нулевому крену и уход
от земли.
Гидравлическая система состоит из трех
независимых гидросистем с рабочим
давлением 20,6 МПа (210 кгс/см.кв) и
используется для привода аэродинамических
органов управления и механизации крыла (с
помощью двухкамерных усилителей),
механизма изменения стреловидности крыла,
уборки и выпуска шасси, открытия фонаря
кабины, и т.д. Каждая гидросистема имеет по
два насоса, которые установлены по одному
на правом и левом двигателях.
Пневматическая система с зарядным
давлением 19.6 МПа (200 кгс/см.кв) применяется
для торможения колес, аварийного выпуска
шасси и наддува гидробака. Система
электроснабжения включает два генератора
переменного тока и два генератора
постоянного тока, а также две
аккумуляторные батареи.
Назад Словарь
|