Сухой Су-34

              Сухой Су-34

К началу 80-х годов основу истребительно-бомбардировочной и фронтовой бомбардировочной авиации отечественных ВВС составляли боевые реактивные самолеты третьего поколения Су-21, МиГ-27 и Су-24 различных модификаций. Оснащенные достаточно совершенными для своего времени средствами обнаружения целей и прицеливания, эффективными образцами управляемого и корректируемого вооружения класса "воздух-поверхность", эти машины вполне отвечали требованиям 70-х годов к авиационным боевым комплексам такого класса. Спустя несколько лет, однако, ситуация изменилась.
Развитие авиационной и ракетной техники вероятного противника, изменение взглядов на тактику ведения боевых действий, появление новых видов оружия и оборудования, а также общая тенденция дорожания военной техники поставили на повестку дня вопрос о создании нового многофункционального авиационного боевого комплекса, способного в 90-е годы заменить находящиеся в строю устаревающие морально и физически самолеты, придав военно-воздушным силам страны более широкие возможности. Такая машина должна была сочетать в себе качества фронтового бомбардировщика и истребителя, позволяющие в равной мере эффективно поражать наземные, морские и воздушные цели.
Концепция универсального самолета, объединившего в себе противоречивые требования высокой маневренности и скорости с одной стороны и большой боевой нагрузки и дальности полета - с другой, могла быть реализована только на основе применения новейших достижений аэродинамики и авиационной технологии, разработки перспективных образцов оборудования и вооружения, свойственных авиационным боевым комплексам 4-го поколения и широко использовавшихся при создании фронтового истребителя и перехватчика Су-27. Поэтому эта машина и была выбрана за основу для разработки на МЗ им. П.О.Сухого перспективного истребителя-бомбардировщика, получившего первоначально название Су-27ИБ. К проектированию ударной модификации Су-27 коллектив "ОКБ Сухого", руководимого М.П.Симоновым, приступил в начале 80-х годов. Главным конструктором самолета позднее был назначен Р.Г.Мартиросов.
В начале разработки истребитель-бомбардировщик рассматривался как модификация серийного учебно-боевого самолета Су-27УБ, которая должна была сохранить практически без изменения конструктивно-компоновочную и аэродинамическую схемы, большинство технических решений и боевые возможности прототипа в режиме "воздух-воздух". Основные доработки связывались с увеличением массы и расширением номенклатуры боевой нагрузки (особенно оружия класса "воздух-поверхность"), а также с установкой на самолет нового бортового оборудования для поиска и обнаружения наземных целей, прицеливания и применения оружия, навигации и обороны.
Сохранение высоких скоростных и маневренных характеристик в сочетании с совершенным ракетным и пушечным оружием позволяло бы успешно использовать истребитель-бомбардировщик в воздушном бою, а наличие мощного вооружения класса "воздух-поверхность" и новейшего прицельно-навигационного оборудования - эффективно применять его в ударных операциях. Указанный подход нашел отражение в аванпроекте самолета, выпущенном в 1983 году.
В процессе дальнейшего проектирования самолет претерпел значительные изменения. Для повышения эффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа машины - летчика и штурмана-оператора - рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24) вместо прежней схемы "тандем". Это позволило избавиться от дублирования некоторых приборов и органов управления, облегчить взаимодействие членов экипажа и обеспечить им приемлемые эргономические и санитарные нормы, возможность для отдыха и питания в ходе многочасового полета.
Для улучшения аэродинамических характеристик самолет оснастили передним горизонтальным оперением, обеспечивающим устойчивый полет самолета на всех скоростях и высотах, включая предельно малые со свойственными им сильно возмущенными воздушными потоками. Учитывая специфику выполнения основных боевых задач, воздухозаборники двигателей решено было сделать нерегулируемыми. Все эти мероприятия повлекли за собой перекомпоновку самолета и особенно головной части фюзеляжа. Перекомпоновка позволила разместить на самолете, вписав в его плавные обводы, все несъемное бортовое оборудование и увеличить внутренний запас топлива, одновременно его оснастили системой дозаправки топливом в полете.
По сравнению с базовым самолетом новая машина потяжелела более чем на треть (в варианте с максимальной боевой нагрузкой ее масса достигла 45 т). Увеличение массы заставило усилить конструкцию основных частей планера и шасси, основные опоры которого оснастили двухколесными тележками. Самолет стал рассматриваться как фронтовой бомбардировщик, и в 1993 году ему было присвоено новое наименование - Су-34.
Проектирование было в основном закончено к 1990 году, когда силами опытного производства МЗ им. П.О.Сухого произвели доработку одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытный экземпляр ударной машины, названный Т10В-1. Для этого "спарку" оснастили новой головной частью фюзеляжа с двухместной кабиной, выполненной по схеме "рядом" и имеющей вход через нишу передней опоры шасси, а также новыми наплывами крыла и ПГО. В первый полет Т10В-1 поднял 13 апреля 1990 года летчик-испытатель А.А.Иванов. В ходе последующих полетов производились всесторонние испытания с целью выявления особенностей самолета с новой головной частью фюзеляжа, отработка дозаправки топливом в воздухе и другие исследования. В августе 1992 года самолет был впервые продемонстрирован публике на авиационной выставке "Мосаэрошоу-92" в подмосковном Жуковском.
Подготовка к серийному производству ударной модификации Су-27 была развернута на Новосибирском АПО имени В.П.Чкалова. Первую машину (она являлась вторым опытным образцом Су-34 и получила обозначение Т10В-2) изготовили здесь осенью 1993 года. В первый полет ее подняли 18 декабря 1993 года летчики-испытатели И.В.Вотинцев и Е.Г.Ревунов. В конце следующего года года была завершена сборка и первого серийного самолета - Т10В-5, облетанного 28 декабря 1994 года экипажем в составе Е.Н.Рудакаса и Е.Г.Ревунова.
Весной 1995 года российское правительство приняло решение показать серийный Су-34 на международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция), где он представлялся под новым названием Су-32ФН. Самолет предлагался зарубежным заказчикам в новом качестве - как двухместный сверхзвуковой морской патрульно-ударный авиационный комплекс берегового базирования, предназначенный для ведения разведки на морских театрах военных действий и борьбы с подводными лодками и надводными кораблями. Соответствующий вариант самолета был проработан в ОКБ в 1995-1997 годах. От базовой модификации он отличается составом бортового оборудования и вооружения, в который могут быть включены специальные средства обнаружения морских целей (магнитометр), а также модифицированные РЛС и оптико-электронная прицельная система, радиогидроакустические буи, противокорабельные ракеты большой дальности пуска и самонаводящиеся торпеды.
В 1996 и 1997 годах НАПО им. В.П.Чкалова изготовило еще два серийных Су-34, переданных на летные испытания. Ожидалось, что к 2005 году Су-34 заменит в бомбардировочных авиаполках Фронтовой авиации ВВС России самолеты 3-го поколения Су-24, однако недостаточное финансирование программы и практически полное прекращение закупок новой авиационной техники Министерством обороны РФ ставит под сомнение столь оптимистичные оценки. Работы по самолету, тем не менее, продолжаются. Можно предположить, что, как и Су-24, Су-34 сможет стать базой для разработки в дальнейшем ряда специальных вариантов - фронтовых авиационных комплексов воздушной разведки, радиоэлектронного противодействия и т.п. В этом случае наряду с самолетами 4-го поколения Су-27, МиГ-29 и их модификациями он составит основу отечественных военно-воздушных сил в начале следующего тысячелетия.

___________________________________________________________________

  Модификация: Сухой Су-34

  Страна-разработчик: Россия

  Тип: двухместный дальний фронтовой бомбардировщик

  Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301; максимальная боевая нагрузка 8000 кг.;

  в состав вооружения входят УР класса воздух-поверхность Х-25М, Х-29, Х-31А/П,

  Х-59М (обозначение НАТО - AS-18 "Kazoo"), Х-35 (AS-20 ''Kayak'') и ПКР Х-41

  Двигатели: два ТРДДФ АЛ-31Ф тягой по 7600 кгс. и 12510 кгс. на форсажном ре-

  жиме

  ЛТХ: максимальная скорость у земли 1400 км/ч; максимальная скорсть на большой

  высоте 2550 км/ч; практический потолок 19800 м.; дальность полёта с максималь-

  ным запасом топливом во внутренних баках 4000 км.

  Массы: пустого 17700 кг.; максимальная взлётная 44360 кг.

  Размеры: размах крыла 14,7 м.; длина 23,3 м.; высота 6,5 м.; пло-

  щадь крыла 62 кв.м.

                    Сухой Су-34

 

                              Назад                    Словарь                          

 


Hosted by uCoz