Сухой Су-34
К началу 80-х годов основу
истребительно-бомбардировочной и
фронтовой бомбардировочной авиации
отечественных ВВС составляли боевые
реактивные самолеты третьего поколения Су-21,
МиГ-27 и Су-24 различных модификаций.
Оснащенные достаточно совершенными для
своего времени средствами обнаружения
целей и прицеливания, эффективными
образцами управляемого и корректируемого
вооружения класса "воздух-поверхность",
эти машины вполне отвечали требованиям 70-х
годов к авиационным боевым комплексам
такого класса. Спустя несколько лет, однако,
ситуация изменилась.
Развитие авиационной и ракетной техники
вероятного противника, изменение взглядов
на тактику ведения боевых действий,
появление новых видов оружия и
оборудования, а также общая тенденция
дорожания военной техники поставили на
повестку дня вопрос о создании нового
многофункционального авиационного боевого
комплекса, способного в 90-е годы заменить
находящиеся в строю устаревающие морально
и физически самолеты, придав военно-воздушным
силам страны более широкие возможности.
Такая машина должна была сочетать в себе
качества фронтового бомбардировщика и
истребителя, позволяющие в равной мере
эффективно поражать наземные, морские и
воздушные цели.
Концепция универсального самолета,
объединившего в себе противоречивые
требования высокой маневренности и
скорости с одной стороны и большой боевой
нагрузки и дальности полета - с другой,
могла быть реализована только на основе
применения новейших достижений
аэродинамики и авиационной технологии,
разработки перспективных образцов
оборудования и вооружения, свойственных
авиационным боевым комплексам 4-го
поколения и широко использовавшихся при
создании фронтового истребителя и
перехватчика Су-27. Поэтому эта машина и была
выбрана за основу для разработки на МЗ им. П.О.Сухого
перспективного истребителя-бомбардировщика,
получившего первоначально название Су-27ИБ.
К проектированию ударной модификации Су-27
коллектив "ОКБ Сухого", руководимого М.П.Симоновым,
приступил в начале 80-х годов. Главным
конструктором самолета позднее был
назначен Р.Г.Мартиросов.
В начале разработки истребитель-бомбардировщик
рассматривался как модификация серийного
учебно-боевого самолета Су-27УБ, которая
должна была сохранить практически без
изменения конструктивно-компоновочную и
аэродинамическую схемы, большинство
технических решений и боевые возможности
прототипа в режиме "воздух-воздух".
Основные доработки связывались с
увеличением массы и расширением
номенклатуры боевой нагрузки (особенно
оружия класса "воздух-поверхность"), а
также с установкой на самолет нового
бортового оборудования для поиска и
обнаружения наземных целей, прицеливания и
применения оружия, навигации и обороны.
Сохранение высоких скоростных и
маневренных характеристик в сочетании с
совершенным ракетным и пушечным оружием
позволяло бы успешно использовать
истребитель-бомбардировщик в воздушном бою,
а наличие мощного вооружения класса "воздух-поверхность"
и новейшего прицельно-навигационного
оборудования - эффективно применять его в
ударных операциях. Указанный подход нашел
отражение в аванпроекте самолета,
выпущенном в 1983 году.
В процессе дальнейшего проектирования
самолет претерпел значительные изменения.
Для повышения эффективности боевого
применения и безопасности полетов было
принято решение о размещении экипажа
машины - летчика и штурмана-оператора -
рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24)
вместо прежней схемы "тандем". Это
позволило избавиться от дублирования
некоторых приборов и органов управления,
облегчить взаимодействие членов экипажа и
обеспечить им приемлемые эргономические и
санитарные нормы, возможность для отдыха и
питания в ходе многочасового полета.
Для улучшения аэродинамических
характеристик самолет оснастили передним
горизонтальным оперением, обеспечивающим
устойчивый полет самолета на всех
скоростях и высотах, включая предельно
малые со свойственными им сильно
возмущенными воздушными потоками. Учитывая
специфику выполнения основных боевых задач,
воздухозаборники двигателей решено было
сделать нерегулируемыми. Все эти
мероприятия повлекли за собой
перекомпоновку самолета и особенно
головной части фюзеляжа. Перекомпоновка
позволила разместить на самолете, вписав в
его плавные обводы, все несъемное бортовое
оборудование и увеличить внутренний запас
топлива, одновременно его оснастили
системой дозаправки топливом в полете.
По сравнению с базовым самолетом новая
машина потяжелела более чем на треть (в
варианте с максимальной боевой нагрузкой
ее масса достигла 45 т). Увеличение массы
заставило усилить конструкцию основных
частей планера и шасси, основные опоры
которого оснастили двухколесными
тележками. Самолет стал рассматриваться
как фронтовой бомбардировщик, и в 1993 году
ему было присвоено новое наименование - Су-34.
Проектирование было в основном закончено к
1990 году, когда силами опытного производства
МЗ им. П.О.Сухого произвели доработку одного
из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ
в опытный экземпляр ударной машины,
названный Т10В-1. Для этого "спарку"
оснастили новой головной частью фюзеляжа с
двухместной кабиной, выполненной по схеме
"рядом" и имеющей вход через нишу
передней опоры шасси, а также новыми
наплывами крыла и ПГО. В первый полет Т10В-1
поднял 13 апреля 1990 года летчик-испытатель А.А.Иванов.
В ходе последующих полетов производились
всесторонние испытания с целью выявления
особенностей самолета с новой головной
частью фюзеляжа, отработка дозаправки
топливом в воздухе и другие исследования. В
августе 1992 года самолет был впервые
продемонстрирован публике на авиационной
выставке "Мосаэрошоу-92" в подмосковном
Жуковском.
Подготовка к серийному производству
ударной модификации Су-27 была развернута на
Новосибирском АПО имени В.П.Чкалова. Первую
машину (она являлась вторым опытным
образцом Су-34 и получила обозначение Т10В-2)
изготовили здесь осенью 1993 года. В первый
полет ее подняли 18 декабря 1993 года летчики-испытатели
И.В.Вотинцев и Е.Г.Ревунов. В конце
следующего года года была завершена сборка
и первого серийного самолета - Т10В-5,
облетанного 28 декабря 1994 года экипажем в
составе Е.Н.Рудакаса и Е.Г.Ревунова.
Весной 1995 года российское правительство
приняло решение показать серийный Су-34 на
международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция),
где он представлялся под новым названием Су-32ФН.
Самолет предлагался зарубежным заказчикам
в новом качестве - как двухместный
сверхзвуковой морской патрульно-ударный
авиационный комплекс берегового
базирования, предназначенный для ведения
разведки на морских театрах военных
действий и борьбы с подводными лодками и
надводными кораблями. Соответствующий
вариант самолета был проработан в ОКБ в
1995-1997 годах. От базовой модификации он
отличается составом бортового
оборудования и вооружения, в который могут
быть включены специальные средства
обнаружения морских целей (магнитометр), а
также модифицированные РЛС и оптико-электронная
прицельная система,
радиогидроакустические буи,
противокорабельные ракеты большой
дальности пуска и самонаводящиеся торпеды.
В 1996 и 1997 годах НАПО им. В.П.Чкалова
изготовило еще два серийных Су-34,
переданных на летные испытания. Ожидалось,
что к 2005 году Су-34 заменит в
бомбардировочных авиаполках Фронтовой
авиации ВВС России самолеты 3-го поколения
Су-24, однако недостаточное финансирование
программы и практически полное прекращение
закупок новой авиационной техники
Министерством обороны РФ ставит под
сомнение столь оптимистичные оценки.
Работы по самолету, тем не менее,
продолжаются. Можно предположить, что, как и
Су-24, Су-34 сможет стать базой для разработки
в дальнейшем ряда специальных вариантов -
фронтовых авиационных комплексов
воздушной разведки, радиоэлектронного
противодействия и т.п. В этом случае наряду
с самолетами 4-го поколения Су-27, МиГ-29 и их
модификациями он составит основу
отечественных военно-воздушных сил в
начале следующего тысячелетия.
___________________________________________________________________
Модификация:
Сухой Су-34
Страна-разработчик:
Россия
Тип:
двухместный дальний фронтовой
бомбардировщик
Вооружение: одна 30-мм
пушка ГШ-301; максимальная боевая нагрузка 8000
кг.;
в состав вооружения
входят УР класса воздух-поверхность Х-25М, Х-29,
Х-31А/П,
Х-59М (обозначение
НАТО - AS-18 "Kazoo"), Х-35 (AS-20 ''Kayak'') и ПКР Х-41
Двигатели: два ТРДДФ
АЛ-31Ф тягой по 7600 кгс. и 12510 кгс. на
форсажном ре-
жиме
ЛТХ:
максимальная скорость у земли 1400 км/ч;
максимальная скорсть на большой
высоте 2550 км/ч;
практический потолок 19800 м.; дальность
полёта с максималь-
ным запасом топливом
во внутренних баках 4000 км.
Массы:
пустого 17700 кг.; максимальная взлётная 44360 кг.
Размеры:
размах крыла 14,7 м.; длина 23,3 м.; высота 6,5 м.;
пло-
щадь крыла 62 кв.м.
Назад
Словарь