Туполев Ту-22М3
В январе 1974 года ВПК при
Совете Министров СССР принимает решение по
дальнейшей модификации Ту-22М2 под двигатели
НК-25. В ходе проработки возможных путей
модификации ОКБ, основываясь на своих
наработках, предлагает не ограничиваться
только заменой двигателей, а провести
дополнительные улучшения в конструкции и
аэродинамике самолета. В результате 26 июня
1974 года вышло Постановление Совета
Министров СССР П534-187, определявшее развитие
Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной
аэродинамикой планера, со сниженной массой
пустого самолета и с улучшенными
тактическими и эксплуатационными
характеристиками. Новая модификация Ту-22М
получила официальное обозначение Ту-22МЗ
(И45-03К).
Помимо применения НК-25, по предложению ОКБ
провело следующие конструктивные
мероприятия значительно изменившие
самолет. Заменили воздухозаборники с
вертикальным клином на воздухозаборники с
горизонтальным клином. Увеличили
максимальный угол отклонения поворотной
части крыла до 655, убрали в контур
обтекателя гидравлические агрегаты узла
поворота. Ввели новую удлиненную
носовую часть фюзеляжа с измененной
штангой топливозаправки. Заменили
спаренную двухпушечную кормовую установку
на однопушечную с улучшенной
аэродинамической формой. Облагородили
съемные узлы, уплотнили щели, заменили
обтекатели и т.д. Провели мероприятия по
снижению массы пустого самолета: облегчили
основные стойки шасси (перешли на другой
тип колес, отказались от раздвижной системы
средней пары колес), ввели облегченный
стабилизатор и укороченный руль
направления, конструкцию средней части
крыла сделали неразъемной, перешли на титан
в конструкции противопожарных перегородок
и хвостовых стекателей, изменили тип
теплоизоляции и герметиков, ниппельные
стыки труб заменили на паяные, заменили
гидронасосы и генераторы на более легкие,
отказались от тяжелых и громоздких
однофазных электромашинных
преобразователей, перешли на более
теплостойкие электропровода, облегчили
агрегаты СКВ, элементы изготовлявшиеся
штамповкой и литьем стали делать с
минусовыми допусками. Все мероприятия по
уменьшению массы, даже с учетом
увеличившейся массы новых двигателей,
должны были обеспечить общее снижение
массы пустого самолета на 2300-2700 кг. Важным
отличием Ту-22МЗ от предыдущих модификаций
стало использование в системе
электроснабжения бесконтактных
генераторов постоянного тока и
интегральных гидромеханических приводов-генераторов
переменного тока стабильной частоты,
применение которых, помимо снижения массы
агрегатов, позволило поднять надежность
энергосистемы и качество бортового
электропитания. Провели изменения в
элементах навигационного комплекса.
Рассматривали вопросы по расширению
вариантов ударного вооружения и
модернизации РЭП. В результате всех
проведенных улучшений в конструкции
самолета его летно-тактические
характеристики наконец должны были достичь
значений, соответствующих требованиям
постановления 1967 года. Слаженная работа
всех подразделений ОКБ и серийного завода
позволила в кратчайшие сроки провести
глубокую модернизацию самолета и
подготовить к летным испытаниям первый
опытный Ту-22МЗ, который совершил первый
полет 20 июня 1977 года. После выполнения
программы летно-доводочных испытаний Ту-22МЗ
с 1978 года запускается в серийное
производство. До 1983 года Ту-22МЗ строится
параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984 года в
серии идет только Ту-22МЗ. Всего на Казанском
авиационно-производственном объединении (КАПО)
построили 268 Ту-22МЗ. Серийное производство
было завершено в 1993 г.
Испытания первых Ту-22МЗ показали, что по
своим летно-тактическим характеристикам
самолеты новой модификации значительно
превосходят Ту-22М2: максимальная скорость
увеличилась до 2000-2300 км/ч, тактические
радиусы действия - на 14-45 % в зависимости от
режима полета. Суммарная боевая
эффективность Ту-22МЗ возросла по сравнению
с Ту-22М2 в 2,2 раза. Совместные
государственные испытания Ту-22МЗ
завершились в 1981 году и самолет был
рекомендован к принятию на вооружение. С 1981
по 1984 годы самолет проходил дополнительный
комплекс испытаний в варианте с
расширенными боевыми возможностями. Новые
системы вооружения потребовали
дополнительного времени на их доводку и
испытания, поэтому в окончательном виде Ту-22МЗ
официально принимается на вооружение
только в марте 1989 года.
Помимо основных вариантов дальнего
ракетоносца-бомбардировщика вооруженного
бомбами и ракетами Х-22М. ОКБ подготовило и
передало в производство несколько
модификаций Ту-22М, отличавшихся от базовых
составом вооружения и оборудования.
Введение в состав прицельного комплекса
аппаратуры разведки и целеуказания
позволило довооружить Ту-22М
противорадиолокационными ракетами. Еще в 70-е
годы применительно к Ту-22М2 начались работы
по оснащению самолета аэробаллистическими
ракетами малой дальности типа Х-15. В 80-е годы
эти работы увенчались успехом - Ту-22МЗ
получил вариант ракетного вооружения с Х-15
на фюзеляжной многопозиционной
катапультной установке и на крыльевых
катапультных установках.
В декабре 1985 года начались летные испытания
дальнего самолета-разведчика Ту-22М3Р,
спроектированного на базе Ту-22М3. Новый
разведчик предназначался для замены в
строевых частях самолетов Ту-22Р. Самолет-разведчик,
предназначенный для для действий на
сухопутных и морских ТВД, оснащался
современным комплексом разведывательного
оборудования, который в сочетании с
высокими летными качествами самолета-носителя,
обеспечивал значительное увеличение
эффективности воздушной разведки. В
оборудование входили РЛС бокового обзора,
размещенная в гондоле под фюзеляжем,
система радиотехнической разведки,
тепловизионная разведывательная система, а
также средства фоторазведки. В 1989 году
самолет-разведчик под обозначением Ту-22МР
передали в серийное производство.
Построено или переоборудовано в
разведывательный вариант из
бомбардировщиков Ту-22М3 12 самолетов.
Аналогичным образом с 1994 г. модернизируется
в самолеты-разведчики и часть
бомбардировщиков Ту-22М2.
Для замены самолетов-постановщиков помех
Ту-22ПД, в 70-е годы была предпринята попытка
создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе
этих работ переоборудовали в постановщик
серийный Ту-22М2. Самолет, получивший
обозначение Ту-22МП, проходил испытания, но в
серию и на вооружение не передавался из-за
недоведенности комплекса РЭП. Как
отмечалось выше, на Ту-22МЗ предполагалось
устанавливать двигатели НК-32, тем самым
улучшить его характеристики. Для испытаний
новой силовой установки переоборудовали
один из серийных Ту-22МЗ, но до установки
новых двигателей дело не дошло, в
дальнейшем эта машина использовалась в
качестве летающей лаборатории для
испытаний новых образцов оборудования и
вооружения. В 1992 году ОКБ совместно с ЛИИ и
ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22МЗ
создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ,
предназначенную для проведения широкого
круга натурных летных аэродинамических
исследований. Помимо перечисленных
построенных вариантов Ту-22М в ОКБ
прорабатывались несколько проектов
модификаций и модернизацией самолета,
работы по которым не вышли из начальных
стадий проектирования. В 1972 ОКБ для авиации
ВМФ подготовило техническое предложение по
кардинальной модернизации Ту-22М. Проект
получил обозначение "45М". Согласно
проекта, "45М" должен был оснащаться
двумя двигателями НК-25 и по своей
аэродинамической компоновке в какой-то
степени напоминал американский разведчик
SR-71, ударное вооружение - две ракеты Х-45.
Существовали проекты создания на базе
различных модификаций Ту-22М дальнего
перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способного
бороться не только с ударными самолетами на
больших удалениях от защищаемых объектов,
но и с самолетами ДРЛО, соединениями
транспортных самолетов ("рейдеры"), а
также выполнять ударные функции.
Помимо перечисленных существовали и другие
проекты развития Ту-22М на основе применения
модернизированных двигателей, новых систем
оборудования и вооружения (Ту-22М4 и Ту-22М5).
Первыми из строевых частей в Дальней
авиации Ту-22М получил 185-й Гвардейский ТБАП
в Полтаве (командир полка П.С.Дейнекин, в
последствии Главком российских ВВС). В
сентябре 1974 года в Полтаву пришли две
машины, а в сентябре три машины. Личный
состав полка переучивался на Ту-22М2 с Ту-16,
что было типично, полки вооруженные Ту-22 не
перевооружались на новую технику, а еще
долго продолжали летать на своих "аннушках".
Полк достаточно быстро освоил новые машины
и комплекс, начались первые пуски ракет Х-22М.
В том же 1974 году Ту-22М2 начали поступать в
строевые части авиации ВМФ. В течение 70-х и
80-х годов еще несколько полков ДА и авиации
ВМФ перешли на Ту-22М2 и Ту-22МЗ. Согласно
официальным данным на 1990 год в Европейской
части СССР базировалось 257 Ту-22М2 и Ту-22МЗ,
которые состояли на вооружении 12 полков ДА
и авиации ВМФ (4 полка базировались в России,
5 полков - на Украине, 2 - в Белоруссии и 1 полк
- в Эстонии). Еще около 60 машин
эксплуатировались в полках, находившихся в
Азиатской части СССР (полк ДА в Белой и два
полка в составе ТОФ). После развала СССР
самолеты Ту-22М остались только в составе
ВВС России и Украины, из Белоруссии
самолеты вывели на территорию России.
Самолетам Ту-22М2 и Ту-22МЗ пришлось
поучаствовать в боевых действиях в ходе
Афганской войны. Впервые в 1984 году в боях
приняли участие Ту-22М2 1225-го ТБАП из Белой,
базируясь на аэродроме Мары-2, они наносили
мощные бомбовые удары по позициям и базам
"моджахедов" в ходе Панджерской
операции 40-й армии. Второй раз самолеты типа
Ту-22М привлекались к боевым действиям
осенью 1988 года, когда начался вывод частей
40-й армии из Афганистана. К операциям по
локализации противника и обеспечению
безопасного выхода наземных частей, на сей
раз привлекли 185-й Гв.ТБАП на Ту-22МЗ, который
затем сменили Ту-22МЗ 402-го ТБАП из Орши, а
затем Ту-22МЗ 840 -го ТБАП из Сольцов. Самолеты
в полетах на бомбометание от пакистанской
ПВО прикрывали постановщики помех Ту-22ПД из
состава 341-го ТБАП. Благодаря
массированному применению
бомбардировщиков ДА (Ту-16, Ту-22М3),
наносивших удары бомбами калибром до 9 тонн
(Ту-22М3 до 3 тонн), удалось обеспечить
сравнительно "комфортные" условия
вывода частей 40-й армии. В начале 1989 года
последние Ту-22М3 покинули аэродром Мары-2 и
вернулись на места своей постоянной
дислокации. За успешные боевые действия в
Афганистане многие летчики, участвовавшие
в боевых вылетах получили высокие
правительственные награды. ВВС России
располагает 130 самолетами Ту-22М. Еще 105 машин
этого типа имелось в морской авиации. В
результате сокращения российской авиации в
строю сохранятся лишь бомбардировщики Ту-22М3
и их варианты. Украина имеет в составе своих
ВВС 55 самолетов типа Ту-22М.
Рассматривалась возможность продажи
экспортного варианта самолета Ту-22М3
зарубежным странам (в качестве
потенциальных покупателей назывались
такие страны, как Иран и Китай), однако по
ряду политических причин до настоящего
времени ни одного контракта так и не было
заключено.
В настоящее время ОКБ продолжает работы по
дальнейшей модернизации Ту-22М. Самолет
должен получить высокоточное вооружение,
обеспечивающее поражение не только
стационарных стратегических и крупных
подвижных целей, но и малоразмерных
тактических целей. Предусматривается
совершенствование БРЭО (в частности,
установка новой БРЛС), снижение
радиолокационной заметности. Ведутся
работы по продлению срока службы самолетов
до 35 лет. Таким образом, Ту-22М еще долго
будет составлять основу ударной мощи наших
Дальней авиации и авиации ВМФ.
Самолет Ту-22М выполнен по нормальной
аэродинамической схеме с крылом изменяемой
геометрии, цельноповоротным
стабилизатором и однокилевым вертикальным
оперением. Конструкция планера изготовлена,
в основном, из алюминиевых сплавов. Крыло
состоит из неподвижной части и поворотных
консолей (на Ту-22М3 могут устанавливаться в
положение с углом стреловидности 20З, 30З и 65З,
на самолетах более ранних модификаций
максимальный угол стреловидности
ограничен величиной 60З). В районе
поворотного узла расположены
аэродинамические гребни, препятствующие
перетеканию воздуха к консолям.
На носке консолей по всему размаху
установлены предкрылки. На задней кромке
имеются элевоны и трехсекционные закрылки,
перед которыми установлены трехсекционные
интерцепторы. Дифференциально отклоняемое
горизонтальное оперение обеспечивает
продольное управление самолетом и
дублирует органы поперечного управления
при выходе их из строя.
На Ту-22М3 и Ту-22МР установлены ДТРДФ НК-25 (2 х
14.500/25.000 кгс). Система управления двигателем
ў электрическая, с гидромеханическим
дублированием. Топливо размещено в
интегральных баках, расположенных в
центральной части фюзеляжа, в нижней части
киля, центроплане, неподвижной и подвижной
частях крыла. Общая емкость баков - 50.000 л,
заправка выполняется в течение 25-30 мин. В
форкиле размещена ВСУ. В хвостовой части
фюзеляжа имеются узлы навески двух
стартовых ускорителей.
На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного
оборудования, включающее инерциальную
навигационную систему повышенной точности.
Система автоматического управления
полетом обеспечивает полет по заданному
маршруту с выдерживанием
запрограммированного профиля. В состав
бортового комплекса включена ЦВМ.
Ту-22М3 оснащен прицельно-навигационной
системой, включающей РЛС большой мощности
ПНА (разработчик - НПО ИЛенинецК), и
оптическим бомбардировочным прицелом с
телевизионным каналом, способным
применяться в темное и светлое время суток.
Имеется дублированная ИНС,
радионавигационное оборудование.
Маловысотный полет обеспечивает система
автоматического поддержания высоты,
получающая информацию от радиовысотомера.
Для дистанционного управления
оборонительным вооружением в хвостовой
части фюзеляжа, под килем, размещена РЛС и
телевизионный прицел.
Средства РЭП включают системы
радиолокационной разведки и оповещения об
облучении, активные системы постановки
радиолокационных помех, устройства выброса
дипольных отражателей и тепловых ловушек (блоки
выброса пассивных помех размещены в районе
узлов крепления поворотных стабилизаторов).
Для оповещения о подлете ракет противника в
верхней части фюзеляжа, за кабиной экипажа,
расположена ИК станция с полусферическим
обтекателем фасеточной формы.
Ракетное вооружение самолета Ту-22М3 состоит
из одной (под фюзеляжем в полуутопленном
положении), двух (под крылом) или трех (перегрузочный
вариант) УР Х-22МА, предназначенных для
поражения крупных морских и
радиолокационно-контрастных наземных
целей на дальностях 140-500 км. Стартовая масса
ракеты 5900 кг, длина 11,3 м, максимальная
скорость соответствует М=3.
Вооружение бомбардировщика дополнено
гиперзвуковыми (М=5) аэробаллистическими
ракетами малой дальности Х-15,
предназначенными для уничтожения
стационарных наземных целей или РЛС
противника. Шесть ракет могут размещаются в
фюзеляже на многопозиционной барабанной ПУ,
еще четыре ракеты подвешиваются на внешних
узлах под крылом и фюзеляжем.
Бомбовое вооружение, состоящее из обычных и
ядерных свободнопадающих бомб общей массой
до 24.000 кг, располагается в фюзеляже (до 12000
кг) и на четырех узлах внешней подвески на
девятизамковых балочных держателях МБДЗ-У9-502
(типовые варианты бомбовой нагрузки - 69 ФАБ-250
или восемь ФАБ-1500). В перспективе возможно
вооружение самолета Ту-22М3 высокоточными
корректируемыми бомбами, а также новыми КР
для поражения наземных и морских целей.
Оборонительное вооружение - одна пушка ГШ-23
с укороченным блоком стволов,
установленных вертикально и имеющей
увеличенную до 4000 выстр/мин
скорострельность. Управление пушечным
огнем - дистанционное, по телевизионному и
радиолокационному каналам.
___________________________________________________________
Модификация:
Туполев Ту-22М3
Страна-разработчик:
Россия
Тип: средний
бомбардировщик
Вооружение: одна
23-мм. пушка ГШ-23 в хвостовой турельной
установке;
максимальная боевая
нагрузка 24000 кг, в том числе размещаемые на
вращающейся пусковой
установке в бомбоотсеке КР Х-22 (обозначение
НАТО - AS-4 ''Kitchen'') c ядерной
или обычной боеголовкой, УР класса
воздух-поверхность Х-15
(AS-16) или противорадиолокационные ракеты
Х-15; бомбы ФАБ, причем в
бомбоотсеке допускается размещение одной
бомбы калибром 9000 кг.;
прочее вооружение самолёта состоит из УР
класса воздух-поверхность
Х-31А/П и Х-35 (AS-20)
Двигатели: два
ТРДДФ НК-25 тягой по 25020 кгс на форсажном
режиме
ЛТХ: максимальная
скорость 2000 км/ч боевой радиус с боевой
нагрузкой
12000 кг. - 1850 км.
Масса: пустого
54000 кг.; максимальная взлётная 130000 кг.
Размеры:
размах крыла 34,3 м. (при минимальной
стреловидности);
длина 39,6 м.; высота 6,5 м.;
площадь крыла 170 кв.м. (при мин. стрел.).
Назад Словарь