Туполев Ту-95/Ту-142
Работы по созданию
межконтинентального (т е. способного,
взлетев с советских аэродромов, достигнуть
территории США и вернуться обратно)
самолета - носителя ядерного оружия,
получившего заводской шифр "95" (самолет
ИВК) начались в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950
года. В ходе предварительных исследований
для нового бомбардировщика
рассматривались различные варианты
силовой установки - ТРД, ТВД, их комбинации.
Окончательный выбор был остановлен на
схеме с четырьмя турбовинтовыми
двигателями мощностью по 12.000-15.000 л с.
Самолет предполагалось оснастить системой
крыльевой дозаправки топливом в воздухе (дальность
полета с одной дозаправкой предполагалось
довести до 18.400 км, а максимальную дальность
с несколькими дозаправками - 32.000 км.) На
первом опытном экземпляре бомбардировщика,
самолете "95-1", бьло решено установить
четыре ТВД 2ТВ-2Ф (4 х 12000 л с), на втором,
"95-2" - двигатели ТВ-12 (прототип НК-12, 12 500
л с) Н.Д. Кузнецова.
Первый полет бомбардировщика "95-1"
состоялся 12 ноября 1952 г (командир корабля - А.Перелет).
В 1953 году, в 17-м испытательном полете, этот
самолет потерпел катастрофу. Второй
опытный самолет, "95-2", совершил первый
полет 16 февраля 1955 г (командир - М Нюхтиков).
В ходе государственных испытаний,
проводившихся в 1955-1956 гг, на этой машине при
взлетной массе 167 200 кг была достигнута
максимальная скорость 882 км/ч (рекордная для
самолетов с винтовыми движителями) и
практическая дальность (т. е дальность с АНЗ
и сбросом нормальной бомбовой нагрузки
после преодоления половины маршрута) 15 040 км.
Для сравнения, техническая (т.е. чисто
расчетная, до полной выработки топлива)
дальность американского реактивного
стратегического бомбардировщика Боинг В-52В
Стратофортресс, также совершившего первый
полет в 1955 году и имевшего максимальную
взлетную массу 190500 кг, составляла 11 530 км, а
максимальная скорость - 957 км/ч. В августе 1955
г в Куйбышеве был построен первый серийный
бомбардировщик Ту-95, отличавшийся от
самолета "95-2" фюзеляжем, удлиненным на
2 м. Максимальная взлетная масса серийных Ту-95
составляла 172 000 кг, а практическая
дальность полета - 12 100 км.
В 1957 году был начат серийный выпуск
бомбардировщиков Ту-95М, оснащенных более
мощными двигателями НК-12М (4 х 15000 л с) и
имевших максимальную взлетную массу 182.000 кг.
Скорость этих машин достигла 920 км/ч,
практическая дальность - 13 200 км, а
техническая дальность - 16.750 км (американский
аналог В-52Е выпуска 1957 года имел
максимальную взлетную массу 204.100 кг,
техническую дальность 12 300 км и
максимальную скорость 960 км/ч). В 1955- 1958 гг. в
Куйбышеве на заводе П18 был построен 31
самолет Ту-95 и 19 - Ту-95М. В дальнейшем все
бомбардировщики Ту-95 были доработаны до
уровня Ту-95М. Эти машины оставались в строю
до середины 80-х годов, после чего часть их
была переоборудована в учебно-тренировочные
самолеты Ту-95У, использовавшиеся до начала
1990-х. Для военно-морского флота в 1962 году был
создан разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ,
принятый на вооружение в 1966 году (выпущено 53
самолета).
Для Дальней авиации в 1964 году создается
стратегический разведывательный самолет
Ту-95РА с аппаратурой для ведения
радиотехнической и фоторазведки. Этот
самолет стал первым из семейства "девяностопятых",
получившим систему дозаправки топливом в
полете типа "шланг-конус". Четыре Ту-95МР
эксплуатировались до второй половины 80-х,
после чего были переоборудованы в учебные
Ту-95У (в настоящее время утилизированы).
Еще на этапе проектирования самолета Ту-95
рассматривалась возможность использования
его в качестве носителя управляемых
снарядов класса "воздух-поверхность".
11 марта 1954 г. вышло совместное партийно-правительственное
постановление, в соответствии с которым ОКБ
А.Н.Туполева поручалось разработать на базе
бомбардировщика Ту-95М самолет-носитель Ту-95К
для ракетного комплекса К-20. Сверхзвуковая
крылатая ракета (КР) большой дальности Х-20,
входящая в комплекс, разрабатывалась в ОКБ
А.Н. Микояна. Она размещалась под фюзеляжем
самолета в полуутопленном положении и
предназначалась для поражения как наземных,
так и морских целей.
Первый опытный Ту-95К поднялся в воздух 1
января 1956 г., а 6 июня 1957 г. с борта самолета-носителя
был выполнен первый пуск КР Х-20. 9 сентября
1960 г. комплекс К-20 был принят на вооружение.
Несколько раньше, в марте 1958-го, в Куйбышеве
начался серийный выпуск самолетов Ту-95К,
продолжавшийся до 1962 года (построено 48
машин). В дальнейшем большинство этих
самолетов было доработано в вариант Ту-95КД,
сохранявшийся на вооружении до середины 80-х
годов, после чего часть ракетоносцев
переоборудовали в учебные Ту-95КУ, а
остальные - утилизировали.
Подвеска под фюзеляжем самолета Ту-95К
крупногабаритной ракеты привела к
уменьшению дальности (по сравнению с
бомбардировщиком Ту-95М) на 2000 км. В связи с
этим в 1958 году было принято решение
оснастить ракетоносцы системой дозаправки
топливом в полете типа "шланг-конус",
уже отработанной на стратегических
бомбардировщиках М-4 В.М. Мясищева. 5 июля 1961
г начались летные испытания самолета Ту-95КД,
получившего штангу топливоприемника,
установленную в носовой части фюзеляжа, а
также централизованную систему наземной
заправки топливом. В 1962 году начался
серийный выпуск ракетоносцев Ту-95КД (до 1965
года построено 23 самолета). Часть Ту-95К
также была доработана до уровня Ту-95КД.
В середине 60-х гг. на ракетоносцах Ту-95К-20 и
КД была проведена модернизация БРЭО, после
чего этим самолетам было присвоено
обозначение Ту-95КМ. Машины получили на
вооружение усовершенствованную крылатую
ракету Х-20М с максимальной дальностью пуска
600 км.
В 1963 году в ОКБ A.H. Туполева начались
поисковые работы по оснащению Ту-95КМ
ракетой нового поколения типа Х-22, имеющей
автономную систему наведения и
предназначенной для поражения авианосных
ударных групп, а также стационарных
береговых целей. По ряду причин работы
затянулись, и первый переоборудованный
самолет впервые поднялся в воздух лишь 30
октября 1973 г. В 1981 году с Ту-95К-22 начались
боевые пуски ракет, а в 1987 году комплекс был
официально принят на вооружение.
В начале 70-х годов на МКБ Радуга под
руководством генерального конструктора И.С.Селезнева
начались работы по созданию малогабаритных
стратегических авиационных крылатых ракет
Х-55. В качестве носителя нового оружия был
предложен модернизированный вариант
самолета Ту-142М, получивший обозначение Ту-142МС
(в формировании концепции этого комплекса
значительный вклад принадлежит ученым ЦАГИ).
Первоначально Ту-142МС рассматривался в
качестве альтернативы более сложному и
дорогостоящему многорежимному
бомбардировщику Ту-160, также оснащенному КР.
В дальнейшем было принято решение
продолжать работы по программам
параллельно.
Первоначально предполагалось оборудовать
самолет двумя грузоотсеками, каждый из
которых должен был вмещать шесть КР на
многопозиционных барабанных ПУ. Однако
сложности с обеспечением приемлемой
центровки, а также большой объем доработок
заставили конструкторов ограничиться
одним грузоотсеком на шесть ракет.
Бомбардировщик получил, также,
усовершенствованные, более экономичные
двигатели НК-12МП с новым приводом более
мощного генератора переменного тока.
Переоборудование серийного самолета Ту-142М
в вариант Ту-95М-55, предназначенный для
отработки новых КР, началось в июле 1977 г. и
завершилось в июле 1978 г. 31 июля
модернизированный самолет совершил первый
полет. В дальнейшем он активно
использовался для испытаний КР. В 1978 г. на
ММЗ ИОпытК приступили к переоборудованию
еще одного Ту-142М в полноценный ракетоносец,
оснащенный полным комплектом оборудования
и вооружения. Работы были завершены в
сентябре 1979 г. Самолет, получивший
обозначение Ту-95МС, совершил первый полет в
сентябре 1979 г., а в 1981 году новый ракетоносец
запустили в серию на Таганрогском
авиационном заводе, а в 1983 году его
производство было переведено в Куйбышев.
Строились две модификации бомбардировщика-ракетоносца
- Ту-95МС-6 с ракетным вооружением,
размещенным в грузоотсеке и на двух
подкрыльевых узлах внешней подвески (выпущен
31 самолет) и Ту-95МС-16 с четырьмя
подкрыльевыми узлами подвески (57 самолетов).
Последний имел ряд отличий, в частности,
вместо двух пушек АМ-23 было установлено две
двухствольные пушки ГШ-23Л, подверглось
изменению кабинное приборное оборудование,
улучшилась эргономика кабины и т.п. В
дальнейшем, в соответствии с условиями
российско-американских договоренностей по
стратегическим наступательным вооружениям,
все самолеты были стандартизованы под
вооружение варианта Ту-95МС-6. Серийное
производство Ту-95МС продолжалось до начала
1992 г. В настоящее время в ВВС России имеется
28 самолетов Ту-95МС-6 и 35 Ту-95МС-16. Кроме того,
23 самолетами располагает Украина (в 1998 году
началась их утилизация, ведутся переговоры
о передаче России части самолетов). В 1989
году на серийных Ту-95МС было установлено 60
рекордов скорости и высоты полета с грузом.
В 80-х годах в СССР были начаты работы по
созданию стратегического бомбардировщика
нового поколения, предназначенного для
замены самолетов Ту-95МС. Однако распад
Советского Союза, экономический кризис в
России и обусловленное этим резкое
сокращение оборонных расходов привели к
замедлению работ по перевооружению Дальней
авиации на новые образцы авиационной
техники. В этих условиях на первое место
выдвинулись задачи модернизации
существующего самолетного парка ДА. В АНТК
им.Туполева в настоящее время ведутся
работы по созданию новой модификации
самолета Ту-95, оснащенной
усовершенствованным БРЭО и высокоточными
стратегическими крылатыми ракетами нового
поколения, способными нести как ядерные,
так и обычные БЧ и поражать малоразмерные и
площадные цели на дальности до 5000 км, а
также тактическими КР. Модернизированный
самолет сможет нести на внутренних и
внешних узлах подвески восемь
стратегических или 14 тактических ракет
нового типа. Предполагается, что
модернизированные бомбардировщики-ракетоносцы
типа Ту-95 сохранятся на вооружении ВВС
России до 2010-х годов.
Самолет Ту-95МС оснащен навигационно-прицельным
комплексом с БРЛС "Обзор". На
бомбардировщике-ракетоносце установлен
бортовой комплекс обороны (БКО), включающий
средства разведки, а также системы
постановки активных и пассивных помех. В
передней кабине Ту-95МС впереди размещены
первый и второй пилоты, приборные панели
которых снабжены обычными приборами с
круговыми шкалами(основные приборы
аналогичны Ту-22М и Ту-160).Управление
осуществляется посредством штурвалов,
каждый летчик имеет свои РУД(кроме того
двигателями может управлять и бортинженер).По
центру приборной доски расположена панель
управления автопилотом. Между сиденьями
летчиков начинается конвейер-транспортер,
служащий для аварийного покидания самолета
в воздухе. Непосредственно за пилотами
расположен бортинженер(справа)и
радиооператор(слева). За бортинженером
находится небольшой камбуз с плитой, за
радиооператором-химический туалет. Далее
по левому борту располагается оператор
вооружения, справа находится запасное
откидное кресло. Непосредственно за
входным люком спиной к летчикам сидит
штурман.
Самолет Ту-95 выполнен по нормальной
аэродинамической схеме с
высокорасположенным стреловидным крылом
большого удлинения. Крыло - стреловидное
свободнонесущее трехлонжеронное (угол
стреловидности по 1/4 хорд - 35З, удлинение -7).
Оперение оснащено антиоблединительной
системой. Руль высоты и руль поворота
снабжены гидроусилителями, в корневой
части руля высоты имеется триммер. Экипаж
из семи человек размещается в двух
гермокабинах. Катапультные кресла
отсутствуют.В настоящее время идут работы
по созданию новой модификации с новым БРЭО
и вооружением.
__________________________________________________________________________
Модификация:
Туполев Ту-95МС
Страна-разработчик:
Россия
Тип: стратегический
бомбардировщик
Вооружение:
две
23-мм пушки ГШ-23 или ГШ-23Л
Боевая нагрузка - нормальная 9000 кг,
максимальная - 20000 кг, в перегруз - 25000 кг: Ту-95МС
оснащен барабанной многопозиционной
пусковой установкой, рассчитанной на шесть
малогабаритных дозвуковых крылатых ракет
большой дальности Х-55 (дальность 2500 км). Под
крылом на двух узлах внешней подвески
самолета Ту-95МС-6 допускается размещение
еще четырех ракет этого типа. На самолете Ту-95МС-16
под крылом на четырех узлах может
подвешиваться десять Х-55 (в настоящее время
в соответствии с российско-американской
договоренностью все самолеты Ту-95МС несут
ракетное вооружение только на внутренней
подвеске). Допускается оснащение самолета и
обычными свободно-падающими бомбами
Двигатели: четыре
ТВД НК-12М (МВ)
ЛТХ: Максимальная
скорость, на высоте - 830 км/ч, у земли - 650 км/ч,
Крейсерская скорость - 710 км/ч,практическая
дальность - 10500 км,
Боевая дальность - 6500 км, практический
потолок - 12000 м.
Масса: пустого
94400 кг.; максимальная взлётная 187700 кг.
Размеры:
размах крыла 50,05 м.;
длина 47,09 м.; высота 13,20 м.;
площадь крыла 295 кв.м.
Назад
Словарь