| |
Боинг Х-32
X-32 JSF (Joint Strike
Fighter) - перспективный
ударный истребитель разрабатываемый
для нужд ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты
США и Королевского флота Великобритании
американской фирмой Boeing. В консорциум Boeing
входят Raytheon Systems Co, Pratt &Whitney, Rolls-Royce, Messier-Dowty,
Marconi Electronic Systems and Flight Refuelling Ltd. Самолет
предназначается для замены F-16, A-6, F-14, F-18, Sea
Harrier. Разрабатываемый самолет имеет
обозначение Х-32А в варианте для ВВС, и Х-32В
в варианте Корпуса Морской пехоты. Самолеты
испытываются с ТРД Pratt & Whithey SE614,
являющимся развитием F119, используемым для
F-22 Raptor.
Работы по программе JSF начались в ноябре 1996
года. В 1998 году построены два прототипа для
оценки. Выбор прототипа для дальнейшего
развития назначен на 2001 год. Предполагаемый
год принятия на вооружение - 2008. Все
истребители проектируются в трех вариантах
наземного истребителя для ВВС (1763 самолетов),
палубного истребителя для ВМС (480) и
истребителя с коротким взлетом и
вертикальной посадки для Корпуса Морской
пехоты (609) и Королевского флота
Великобритании (60 самолетов с ВВП).
18 сентября 2000 года X-32A JSF совершил первый
взлет. Двадцатиминутный перелет с
заводского аэродрома на испытательную базу
ВВС Эдвардс открыл новый этап в сражении
ведущих авиационных фирм за будущие доходы,
в котором с большим отрывом лидируют
Соединенные Штаты.
X-32A, точнее, тот истребитель, который будет
построен на его базе, - пятый в мире
оторвавшийся от земли самолет следующего -
пятого поколения. Первыми были американцы -
в 1990 г. взлетели их YF-22 и YF-23. Hыне первый из
них существует уже в серийном варианте и
через два-три года начнет поступать в
строевые части. Российские прототипы машин
пятого поколения - суховский С-37 и
микояновский 1.44 - совершили первые
полеты соответственно в 1997 и 2000 гг. Hо все
они относятся к классу тяжелых
истребителей, задуманных еще в период
холодной войны, когда определяющими были
военные, а не коммерческие факторы. В
результате цена на серийный X-22A скорее
всего зашкалит за 100 млн. долл.
X-32A и его конкурент в программе JSF -
истребитель X- 35A фирмы "Локхид-Мартин",
который должен взлететь в ближайшие
несколько недель, - машины принципиально
другого - легкого - класса. JSF проиграет F-22A в
бою, но победит его на рынке.
Изюминка программы состоит в том, что в
требования к самолету изначально заложена
верхняя планка цены - не более 40 млн. долл.
Сейчас это довольно много, однако в 2008-2010
гг., когда самолет выйдет на рынок, такая
сумма покажется мизерной. Техника
европейцев будет по крайней мере в два раза
дороже, а российские конкуренты к этому
моменту, как уже ясно, не появятся.
Другая козырная карта JSF связана с тем, что
маркетинг нового самолета начался за 15 лет
до его появления на рынке. Пример тому -
июльский авиасалон в Фарнборо. Пентагон и
американские фирмы с самого начала взяли
курс на привлечение к участию в проекте
потенциальных покупателей. Таким образом,
параллельно снижалась финансовая нагрузка
на американского налогоплательщика и
формировался пул будущих заказчиков.
Есть у проекта JSF и уникальные технические
особенности. Hапример, истребитель
изначально проектируется в трех вариантах (включая
самолет с вертикальной посадкой) с тем,
чтобы удовлетворить требования всех видов
ВС и зарубежных заказчиков. В результате
есть все основания предполагать, что JSF во
втором десятилетии станет самым массовым
истребителем мира и перекроет рекорд
своего предшественника F-16, который уже
разошелся по миру в 4 тысячах экземпляров.
Назад Словарь
|